VLad ПRЯхин

 

Отрывки из книги "КОГТИ ВОЗМЕЗДИЯ", которая, возможно, когда-то выйдет

 

***

Ложь произнесенного. Ложь готового быть произнесенным. Ложь специально приготовленного для произнесения. Ничто не должно предшествовать произнесению − новую реальность порождает открытый рот реальности прежней. Приготовление речи о событии есть процесс его мумификации. Надгробная маска повторяет лицо лишь в некоторых частях.

Частное событие важнее глобального, мирового, которое есть слепленный из отдельных частных событий шар. 
Назови их городом − дома, спускающиеся к воде − и они останутся деревней. Камень и обезьяна мыслят всеми частями своего тела.
Мерило истинной речи вне языка.

СМС-сообщение поэту: "ваше рождение успешно отменено".

 

апрель 2019

 

***

Вещь, убитая именем. А была прекрасной, имела глубину, свою бесконечность раскрывающихся веером личных миров. Но остался ее след. Его исследуем, вкладываем в углубление перста − в рану на теле косного, нанесенную ему живым. Она затянется, рана. Ровная серая поверхность восстановит себя. Пустыня − не просто безжизненная равнина, это безжизненность нашей мысли о ней. Это вылепленность мысли из пластилина слов, тающего в знойном воздухе. Ее, эту фигуру нашей выдумки, мы спасаем, а могли бы оживить камни, глину, песок...

 

апрель 2019

 

"позитивный" текст:

 

Тихая радость не-смерти. Радость не-живого, которое не умрет. Все смерти пережиты, они в прошлом. Остается только ждать всходов, вспышек, рождений. Наблюдать их трансформации и рост. С этой стороны. До того самого момента, когда отсюда станет не видно. Потом смотреть с иной стороны, изучив способ видеть оттуда. Наибольшая радость - это радость созерцания необозримого, она может длится бесконечно.

 

апрель 2019

 

еще о "вещи" из "КОГТЕЙ":

Вещь, отягощенная утилитарным смыслом. Вещь, стремящаяся высказаться. Вещь, превращающаяся в высказывание. Самоубийство вещи, которому потакает наблюдатель, давая ее трансформациям имена. Ваза разбилась, потому что ее уронили. Потому что могли уронить. Потому что хотели взять в руки. Нельзя брать в руки слова. Нельзя приклеивать их к вещам. Вещь должна заговорить, должна произнести себя. Предоставь ей не окаймленный губами смысла рот. И тогда родится ее речь, против смысла которой нечего возразить.

 

апрель 2019

 

***

 

Нарратор, отказавшийся от убийства реальности, о которой он сообщает посредством слов, подобен самураю, отложившему меч и созерцающему распустившийся цветок. Быть таким − это отличаться от пиратов, от морских разбойников словесности даже в момент отрубания головы.

− Да, он дает имя сталью меча, убивая этим именем, но он просто демонстрирует нам остроту клинка. Сам он живет в молчании среди цветущих весенних гор.

 

апрель 2019

 

 

 

БАНИН В ПОЛНОЛУНИЕ

 

той ночью было так светло
что пока Банин спал 
линии его контура стали линиями горизонта
а когда он поднялся утром
весь мир оказался расположенным вертикально
по отношению к нему

так Банин и жил весь день до самого вечера боком 
но уже следующая ночь была пасмурной 
и когда стемнело 
он, как обычно 
провалился в себя
за горизонт

 

1.06.19

 

 

БУДИЛЬНИК

 

уже стало совсем светло
а он все продолжал и продолжал спать
и громко тикал во сне

я разбудил его
и спросил
почему он не будит меня?

— батарейка разряжена —
ответил будильник
но собрался с силами
и, умирая
прохрипел мне мелодию
о которой мы договорились вчера

 

1.06.19

 

ВЕЧЕРНИЙ АД


(из "Когтей возмездия")

как он прекрасен, вечерний ад 
мучительного полный смысла
когда на лицах его служителей 
делается багровым отблеск
угасающих к ночи котлов!

в сторону кипящего озера идет усталый
и вилы несет на плече:
свежей серы вдохнуть
сесть на прибрежный песок
полюбоваться клубами
пылающих облаков

тесен пламени сад
и ворота его открыты
но никто не уходит 
из горящих в его бесконечном огне −
их пугает внешняя тьма

так истязатель и истязаемый рядом сидят
до самого утра
и смотрят на остывающие сковородки
и рассуждают о том
что больше нигде на свете
нет огромных таких

ночью звезды скрывает туман
утром дым и пар застилают небо −
не видно иных миров

горизонт − словно край пропасти
− надо быть осторожными, чтобы не сорваться! −
говорят друг другу босые
идущие по раскаленным углям

 

12.05.19

 

 

УСТРОЙСТВО ПАСТИ

 

внутри пасти все подчинено 
технологии переработки жизни
в другую жизнь:
зуб чтобы откусывать
зуб чтобы рвать
зуб чтобы разминать
и язык 
чтобы проталкивать съедаемое дальше
вовнутрь
а наружу выбрасывать
оправдывающие это слова

 

20.05.19

 

ТЕПЕРЬ НА ИТАКЕ

 

умирают леса и газеты
а ты говоришь: память!
все изменилось теперь 
на нашей Итаке:
налоги растут на месте оливковых деревьев
и высыхает трава

наши слова осыпаются
словно крошки высохшей краски
со старых рам

слишком много дано имен
разным вещам
и они задыхаются под тяжестью смыслов
приподнимаешь вещь −
под ней открывается бездна
и на место кладешь 
не стоит туда смотреть

я совсем одинока
когда ты уплыл
паук тоже ушел из дома
я не посмела смахнуть его сети
в углу у потолка
все смотрела на них
длинными длинными днями
в доме, который построил ты

потом их унесло сквозняком
остались голые ровные стены
и никаких "золотых сечений" −
симметрия смерти:
правильный куб 
в центре которого я

 

12.05.2019

 

СМЕРТЬ ИРОДА

 

из ямы
где копошатся черви
мучительно тянется к свету рука

прорастает глаз на ладони
но души убитых младенцев витают вокруг
и каждый плюет на ладонь

закрывается глаз последний
а из под века на свет
вылезает червь

 

9 - 12.05.19

 

 

ДНО АТЛАНТИДЫ

 

выходишь  и вдруг они возникают −
пронзительные крики над головой
рты раскрыты чувствительных 
вечно голодных крылатых созданий
потомки рептилий всегда рядом с нами
их неутомимость их безжалостность  их равнодушие к нашим делам
их заостренный на пище нечеловеческий ум

смотришь дальше −  равнина
простор для взгляда

пейзаж ветхости мысли
бесконечность желто-бурых камней

усталость холмов

багровый день простирает навстречу красную пыль
впитавшую запах цивилизаций
кариатиды и портики амфоры и мечи фрески и камни причалов
эта красная пыль − в ней сухие эритроциты  исчезнувших 
пересыпай с ладони ее на ладонь − это они
размолотые временем кости прожилки  следы
люди и звери братья и сестры матери и отцы

мы застали 
два миллиона сто тысяч триста тридцать восьмой день
с тех пор 
как над их океаном потемнел горизонт
или какой-то другой другой день
какая разница! −
можешь выбрать другую точку начала отсчета
все равно время не дремлет 

посмотри

как ветер играет прахом
создавая из него маленькие смерчи

лучи протыкают вечность
сквозь корабельный остов движутся к дальним мирам
сначала вода накрывает все
потом уходит сама

 

как же дали они ему умереть
морю?
они не смогли
как и мы

вода накрыла
потом отдала пустыне
остались уши высохших скал 
безмолвные берега
забывшие плеск волн

ночь настанет
уляжется пыль
над нами проступят планеты и звезды 
светившие их морякам
все на месте:
Марс и Венера

Меркурий и Сириус

и Юпитер 
посылающий гром

 

мы еще здесь
а не там
дай мне руку −
ты конкретнее  будущих слов о тебе

 

18.05.19

 

 

***


− так чем вы так раздражены в этом стихотворении?
− смыслом!

 

2019